Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Опыт типологии видений в древнерусской агиографии XIII–XVII веков

Авторы: Т. И. Ковалева

В рубрике Сюжет и мотив: теория, типология, систематизация

Выпуск 1, 2019Страницы 87-103
УДК: 821.161DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-87-103

Аннотация: Жанр древнерусских видений – обширный, неоднородный материал, что весьма осложняет его систематизацию. Однако если взять за основу идею связи жанра со средневековой картиной мира, то становится возможным описать видения как упорядоченную систему. В соответствии с дуальной картиной мира древнерусского человека видения делятся по своему содержанию на эсхатологические и связанные с земным бытием. В нашей работе внимание сосредоточено прежде всего на видениях последней тематической разновидности, так как эсхатологические в силу своей специфики представляют особую группу материала, требующую специальных исследований. Также в соответствии с идеей дуализма персонажи, являющиеся в видениях, связанных c земной жизнью, относятся к сакральному либо инфернальному миру. Поэтому в целом можно говорить о двух типах героев видений. Основные функции героев сакрального мира (Богородица, апостолы, святые, ангелы и др.) – помощь в ее разных вариантах, пророчество, наказание и др. Функции героев инфернального мира (как правило, это бесы) – искушение и мучение. В соответствии с названными функциями героев иного мира выделяются тематические группы видений («помощь», «пророчества», «наказание» и др.). Внутри каждой группы их конкретные тематические разновидности образуют несколько подгрупп (например, группа «помощь» имеет подгруппы «видения, которые содержат какое-либо указание к действию»; «видения, после / во время которых происходит исцеление»; «видения, в которых происходит изгнание бесов» и т. п.). Представленный в настоящей статье опыт типологии видений отражает наши первоначальные наблюдения и не претендует на всеохватность материала, поэтому все выделенные нами тематические разделы типологии, проиллюстрированные частными примерами, в дальнейшем могут быть скорректированы в связи с пополнением новым материалом.

Ключевые слова: древнерусская литература, агиография XIII–XVII вв., жанр видений, сюжеты, опыт типологии

Список использованной литературы:

Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. XXVIII + 244 с.

Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (ехеmpla XIII века). М., 1989. 366 с.

Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 178–196.

Ковалева Т. И. Видения в агиографических памятниках древнерусской литературы XIII–XVII вв.: жанровая эволюция и сюжетосложение: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2017. 21 с.

Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург; Москва, 2009. 544 с.

Ле Гофф Ж. Чудесное на средневековом западе // Средневековый мир воображаемого. М., 2001. С. 41–65.

Лихачев Д. С. Система литературных жанров Древней Руси // Славянские литературы: V Международный съезд славистов. София, сентябрь 1963 г. М., 1963. С. 47–70.

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII в.) // Успенский Б. А. Избр. тр. М., 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 219–253.

Максимова Д. Б. Видение Нифонту и Нифонт в видении Дорофею: связь времен и текстов // Время и текст. Историко-литературный сборник. СПб., 2002. С. 18–29.

Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. 430 с.

Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1964. Т. 231. С. 35–56.

Робинсон А. Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 203–224.

Ромодановская Е. К. Сибирь и литература: XVII век. Новосибирск, 2002. 391 с.

Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. 126 с.

Титова Л. В. Жанр «видения» в историко-публицистических текстах XVII в.: Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевой лавры и Послание дьякона Федора сыну Максиму // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 248–253.

Трофимова Н. В. К проблеме типологических связей «Повести о Тимофее Владимирском» и «Казанской истории» // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. Сб. 9. С. 202–208.

Чумичева О. В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667–1676 гг. // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 285– 292.

Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998. 196 с.

Шашков А. Т. Тайнозрители: Урало-Сибирские видения XVII–XVIII вв. // Родина. 2002. № 2. С. 100–103.

Ярхо Б. И. Из книги «Средневековые латинские видения» // Восток – Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. Вып. 4. С. 18–55.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН