Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «Хранителю Уфимского музея…» Письмо Д. Д. Бурлюка к А. А. Черданцеву от 3 августа 1923, Нью-Йорк

Авторы: Ю. С. Подлубнова

В рубрике Архивные материалы и публикации

Выпуск 1, 2019Страницы 199-206
УДК: 82-12DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-199-206

Аннотация:

Публикация вводит в научный оборот письмо поэта, художника, основателя русского футуризма Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967), написанное 3 августа 1923 г. в Нью- Йорке и адресованное заведующему Уфимским художественным музеем Александру Алексеевичу Черданцеву (1871–1943). Письмо хранится в фонде писателя, краеведа, коллекционера документальных материалов Александра Кузьмича Шарца (1906–1986) в Объединенном музее писателей Урала. Содержание письма связано с известным эпизодом биографии Давида Бурлюка – пребыванием в 1915–1918 гг. в селе Буздяк Уфимской губернии, где было создано свыше 200 живописных работ, а также активным участием поэта и художника в деятельности Уфимского художественного кружка (1913–1918) при губернском музее (общение с местными художниками, организация выставок). Отправившийся в турне по Сибири (1918) и решивший эмигрировать сначала в Японию (1920), а затем в США (1922) Бурлюк был вынужден оставить свои живописные полотна в Буздяке. Часть их них после 1918 г. оказалась в музеях – в основном, в Уфимском художественном, другая часть была разрознена. Судьба оставленных картин волновала Бурлюка, именно поэтому он установил переписку с А. А. Черданцевым, а затем сменившим его на посту заведующего музеем Юлием Юльевичем Блюменталем (о чем мы знаем из издания писем художников к Д. Бурлюку: «Мой дорогой, старинный, но вечно молодой друг, Давид Бурлюк!» М., 2018). Очевидно, что представленное письмо – лишь звено в переписке, которая велась в 1923 г. и далее и не закончилась после смены заведующего музеем.

Письмо важно для определения степени включенности поэта и художника-эмигранта в культурную жизнь Уфы и – шире – Советского Союза – 1920-х гг., а также его отношения к собственному художественному наследию. Письмо очевидным образом позволяет реконструировать некоторые контексты, не обнародованные в ранее опубликованной переписке Бурлюка.

Ключевые слова: переписка, Давид Бурлюк, Уфимский художественный музей, уфимские художники, Александр Черданцев, Александр Шарц

Список использованной литературы:

Бондаренко Л. В. Кружок друзей Уфимского художественного музея // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2007. Т. 3: З–К. С. 551.

Бондаренко Л. В. Уфимский художественный кружок // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2010. Т. 6: У. С. 502.

Бондаренко Л. В., Казанчиев А. Д., Ямаева Л. А. Блюменталь // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2005. Т. 1: А–Б. С. 508–509.

Евдаев Н. Давид Бурлюк в Америке: Материалы к биографии. М.: Наука, 2002. 340 с.

Ерин Ю. В. Черданцев // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2011. Т. 7: Ф–Я. С. 227.

Калитов Г. Г. Башкирская школа живописи. Уфа: Автор, 2012. 280 с.

Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор): В 3 т. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Т. 2, кн. 2: Футуристическая революция (1917–1921). 608 с.

«Мой дорогой, старинный, но вечно молодой друг, Давид Бурлюк!» Письма художников к Д. Д. Бурлюку. М.: ООО «Изд-во Грюндриссе», 2018. 216 с.

Поляков В. Письма художников в архиве Давида Бурлюка // «Мой дорогой, старинный, но вечно молодой друг, Давид Бурлюк!» Письма художников к Д. Д. Бурлюку. М.: ООО «Изд-во Грюндриссе», 2018. С. 11–28.

Свице Я. Как «Башкирский крокодил» по Уфе пешком ходил. Поэзия в уфимских журналах 1920-х годов «Ключ Творчества» и «Башкирский Крокодил» // Истоки. 2018. № 26. 27 июня. С. 6–7.

Сорокина В. М. Художественный музей им. М. В. Нестерова // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2011. Т. 7: Ф–Я. С. 227.

Янбухтина А. Г. Бурлюк // Башкирская энциклопедия: В 7 т. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 2005. Т. 1: А–Б. С. 579–580.

Янбухтина А. Жизнь и творчество Александра Эрастовича Тюлькина (1888–1980) // Бельские просторы. 2003. № 3. С. 120–128.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН