Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Словесный конструктивизм С. Третьякова: «Железная пауза». Часть 1

Авторы: Е. В. Капинос

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2019Страницы 56-83
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2019-2-56-83

Аннотация:

Статья посвящена первой поэтической книге С. Третьякова «Железная пауза», вышедшей во Владивостоке в 1919 г., но подготовленной в Москве ранее – в 1915–1917 гг.

«Железная пауза» относится к числу редких и малоисследованных книг, для нее актуален осуществленный в статье подход со стороны поэтики. Анализу подвергнуты ключевые тексты первой и второй частей книги: «Спичечная коробка», «Вы в темноте читаете, как кошка...», «Ковер», «Трели аллегро», «Нахалы». Все эти стихотворения связаны между собой не только общими мотивами, но и принципами словесного конструирования, их отличает интенсивная словесная динамика и геометрия, многочисленные метонимические замещения, высокая смысловая концентрация, сложный ритмический и фонетический рисунок. Особое внимание уделяется в статье подтексту энигматического стихотворения «Нахалы», изображающего под видом праздника с фейерверками сцены агрессии, насилия, «зверства». В подтексте стихотворения обнаруживаются следы произведений В. Хлебникова (стихотворение «Сюда лиска прибегала...», «Звездная азбука»), В. Маяковского (поэма «Война и мир»), поэтов владивостокской литературной группы «Творчество».

Лирические сюжеты стихотворений, помещенных в книгу «Железная пауза», не оригинальны, они традиционны для поэзии авангарда и – шире – для поэзии модернизма. Однако Третьяков обновляет традиционный лексический репертуар модернистской поэзии, переводя его на окказиональный язык и используя все лексические единицы для организации сложной футуристической фоники и ритмики.

Кроме того, что в статье представлен обзор подтекстов ключевых стихотворений «Железной паузы», «Нахалы» прочитываются автором статьи на фоне дальневосточной публицистики и критики, извлеченной из газет и журналов, издававшихся на рубеже 1920-х гг. разными дальневосточными политическими и литературными силами. Библиография статьи включает редкие дальневосточные издания 1918–1922 гг.: газеты «Эхо», «ВладивоНиппо», «Дальневосточное обозрение», «Маньчжурская жизнь», журналы «Творчество», «Бирюч», «Лель», «Юнь», «Неделя» и др.

Ключевые слова: С. Третьяков, «Железная пауза», композиция поэтической книги, конструктивизм, словесное конструирование, футуризм, В. Хлебников, «Мезонин поэзии», презантизм, дальневосточный футуризм, дальневосточная литературная группа «Творчество», Н. Асеев, В. Март

Список использованной литературы:

Алексеевич. Фельетоны // Неделя (Владивосток). 1920. No 2. С. 7.

Асеев Н. Единственный житель города. Мировая поэма // Бирюч (Владивосток). 1920, март. С. 5.

Асеев Н. Бомба. Владивосток: Дальневосточная трибуна, 1921. 60 с.

Асеев Н. Собр. соч.: В 5 т. М.: Изд-во худож. лит., 1963. Т. 1. 456 с.

Гёте И. В. Страдания юного Вертера. М.: Худож. лит., 1981. 296 с.

Гумбрехт Х. У. Лифты // Гумбрехт Х. У. В 1926: на острие времени. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 191–195.

Д-т. Фельетоны // Дальневосточное обозрение. 1920. No 239, 13 янв. С. 3.

Жень Шень. Монгольский барон // Шанхайская жизнь. 1921. No 420, 18 марта. С. 2–3.

Кабанес О., Насс Л. Революционный невроз. СПб.: Изд-во Д. Ф. Коморского, 1906. 393 с.

Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991. 575 с.

Кожеуров Л. Зоологический большевизм // Владиво-Ниппо, 1921. No 290 от 15 июня. С. 2.

Крематорий здравомыслия. М.: Мезонин поэзии, 1913. 46 с.

Лощилов И. Е. Стихотворение С. Кирсанова «Мэри-наездница» (1925): имя, заумь и сюжет // Критика и семиотика. 2017. No 2. С. 165–198.

Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Худож. лит., 1959. Т. 12. С. 81–117.

Маяковский В. В. Война и мир // Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Худож. лит., 1955. Т. 1. С. 209–242.

Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М.: РОССПЭН, 1997. 216 с.

Пир во время чумы. М.: Мезонин поэзии, 1913. 31 с.

Работы из сборника «Мена всех» // Алексей Чичерин. Конструктивизм воскрешения. Декларации, конструэмы, поэзия, мемуары. Исследования и комментарии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. С. 31–57.

Раппопорт Е. Г. Поэзия поиска. Очерки, статьи, рецензии. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. 272 с.

Рихтер Х. Дада – искусство и антиискусство. М.: Гилея, 2014. 360 с.

Словолюб. «Железная пауза», Владивосток 1919 // Бирюч (Владивосток). 1920, март. С. 21–22.

Слоним М. Современная сибирская литература // Вольная Сибирь (Volná Sibiř). Прага. 1929. No 5. С. 24–47.

Третьяков С. Железная пауза. Владивосток: [Без изд., Типография И. Короть], 1919. 64 с.

Третьяков С. Молитвенные песни русских духоборов на Гавайских островах. Чита: Издание историко-литературного кружка при Государственном Институте народного образования в Чите, 1922a. 20 с.

Третьяков С. Ясныш. Стихи 1919–1921.Чита: Птач, 1922б. 64 с.

Третьяков С. Газета на шестах // Формальный метод. Антология русского модернизма. М.: Кабинетный ученый, 2016а. Т. 2: Материалы. С. 252–254.

Третьяков С. Новый Лев Толстой // Формальный метод. Антология русского модернизма. М.: Кабинетный ученый, 2016б. Т. 2: Материалы. С. 234–237.

Третьяков С. Про карман // Формальный метод. Антология русского модернизма. М.: Кабинетный ученый, 2016в. Т. 2: Материалы. С. 398–406.

Третьяков С. Уход к земле // Творчество. 1920. No 5. С. 8–10.

Фаин. Звериная революция // Лель. Еженедельный журнал искусства и литературы (Владивосток). 1919. No 6, 19 дек. С. 1.

Хлебников В. Время – мера мира: статьи, заметки и др. СПб.: Лимбус Пресс, 2018. 592 с.

Хлебников В. Творения. М.: Гилэя, 1914. Т. 1: 1906–1908. 108 с.

Хлебников В. Творения. М.: Сов. писатель, 1986. 736 с.

Чудо в пустыне. Стихи. Эдуард Багрицкий, Исидор Бобович, Владимир Маяковский, Петр Сторицын, Сергей Третьяков, Анатолий Фиолетов, Георгий Цатарели, Вадим Шершеневич. Одесса, 1917. 86 с.

Эхо (Владивосток). 1919. No 127, 30 нояб.

Юнь (Владивосток). 1921. No 1, февр. 28 с.

Goethe J. W. Die Leiden des jungen Werther. Moscow: IKAR Publisher, 2002. 164 S.

Hofmann T. Sergej M. Tret’jakovs topografische Poetik am Beispiel der frühen Lyrik: «Železnaja Pauza» (1919) und «Jasnyš» (1922) // Wiener Slawistischer Almanach. 2014. No 74. S. 183–233.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН