Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Тэа Эс (Н. Н. Соколова, 1888–1968) Материалы к биобиблиографии Авторы: В. В. Нехотин В рубрике Литературный быт: сюжеты и судьбы
Аннотация: Статья раскрывает биографию русской поэтессы и переводчицы Наталии Николаевны Соколовой, дебютировавшей под псевдонимом «Теа Эс». Впервые на основании архивных документов приведены достоверные даты ее жизни (1888–1968). Дочь высокопоставленных педагогических функционеров, племянница крупного русского, затем британского правоведа-медиевиста сэра Пола Виноградова (1854–1925), Соколова получила профессиональное актерское образование в Москве и филологическое – в Цюрихском университете. Войдя в литературную жизнь в годы Первой мировой войны как автор стихов об Италии (написанных еще в традиционалистской манере) и переводов из Джакомо Леопарди, Соколова затем примыкает к московской литературной группе «Жатва». Однако уже анонсированные новые ее публикации не смогли тогда увидеть свет из-за бумажного и полиграфического кризиса, вызванного войной и революцией. В первые советские годы Соколова служит секретарем у режиссера Всеволода Мейерхольда. Одновременно она начинает работать и как переводчик художественной прозы, ей принадлежит первый полный русский перевод романа Уильяма Морриса «Вести ниоткуда» (1923). В начале 1924 г. Соколовой удается опубликовать несколько новых стихотворений, демонстрирующих эволюцию ее поэтики, в эфемерном машинописном журнале «Гермес» (эта подборка воспроизведена полностью). К концу 1920-х Соколова подготовила сборник из 120 своих оригинальных стихотворений (между тем сейчас их известно не более десятка), однако он не был разрешен советской цензурой и, по всей видимости, безвозвратно утрачен. К началу 1930-х Соколова полностью переключается на переводческую работу, благополучно продлившуюся еще почти четыре десятилетия. Существенные детали содержит и переписка Соколовой с поэтом и прозаиком Борисом Садовским, также приводимая в данной публикации (и включающая стихотворения самого Садовского). Ключевые слова: Италия в русской поэзии, Джакомо Леопарди, Уильям Моррис, Иннокентий Анненский, Арсений Альвинг, Всеволод Мейерхольд, Борис Садовской, машинописный журнал «Гермес» Список использованной литературы: Арион: Стихи. 1. Пб.: Сиринга, 1918. 64 с. Архиппов Е. Я. Рассыпанный стеклярус: Сочинения и письма / Под общ. ред. Т. Ф. Нешумовой. М.: Водолей, 2015. Т. 2. 832 с. Гермес. 1923. No 3 (Сентябрь) [Машинописный альманах]. Гиспа В., Мизор Ф. Негритянка в купальне: Роман / Пер. с фр. Н. Соколовой; с предисл. П. С. Когана. М.: «Современные проблемы» Н. А. Столляр, 1926. 250 с. Горнунг Л. В. «Свидетель терпеливый...»: дневники, мемуары / Подгот. текста, предисл., коммент. Т. Ф. Нешумовой. М.: АСТ, 2019. 761, [7] с. Густав Шпет и шекспировский круг. Письма, документы, переводы / Отв. ред.- сост. Т. Г. Щедрина. М.; СПб.: Петроглиф, 2013. 760 с. Две зари (Стихи) / Под ред. И. А. Новикова. М.: Никитинские субботники, 1927. 43 с. Каталог выставки картин и скульптуры Общества художников «Бубновый валет». [М., 1916]. 16 с. Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал. Некрополь монастыря и кладбища. 2-е изд., испр. и доп. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1998. 640 с. Коваленко Г. Ф. Киевский Пер Гюнт // Кристиан Крон. Живопись [каталог выставки 15 мая – 20 июля 2014, галерея «Наши художники»]. СПб.: Петроний, 2014. 150 с. Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1917–1932. СПб.: Алетейя; Симферополь: Сонет, 2007. 608 с. Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы / [Сост., ред. текстов и коммент. А. В. Февральского]. М.: Искусство, 1968. Ч. 2: 1917–1939. 643 с. Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М.: ГВЫРМ, 1922. 15 с. Минаев Н. Н. Нежнее неба: Собрание стихотворений / Сост., послесл. и коммент. А. Л. Соболева. М.: Водолей, 2014. 848 с. Моррис В. Вести ниоткуда, или Эпоха мира / Полный пер. с англ. Н. Н. Соколовой; с послесл. Д. А. Горбова. [Москва]: Новая Москва, 1923. 224 с. Московский некрополь. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. Т. 2: К–П. 486 c. Писатели современной эпохи: Биобиблиографический словарь. М.: Русское библиографическое общество, ЭксПринтНВ, 1995. Т. 2. 272 с. Русская мысль [Журнал] (Пг.). 1916–1918. Садовской Б. Стихотворения, рассказы в стихах, пьесы и монологи / Сост. С. В. Шумихина. СПб.: Академический проект, 2001. 398 с. Садовской Б. А. Морозные узоры: Стихотворения и письма / Сост. Т. В. Анчуговой. М.: Водолей, 2010. 568 с. Свободный час: Литературный журнал (М.). 1918. Северные записки: Литературно-политический ежемесячник (Пг.). 1916. Соболев А. Л. «Зубовская пустынь»: история предпоследней московской квартиры Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов: исследования и материалы / Сост. С. В. Федотова, А. Б. Шишкин. М.: ИМЛИ РАН, 2018. Вып. 3. С. 308–355. 1001 поэтесса Серебряного века: В 3 т. / Сост. Виктора Кудрявцева. М.: Престиж Бук, 2019. Т. 2. 688 с. Тименчик Р. Д. Итальянские мотивы в русской поэзии начала XX века // Тименчик Р. Д. Ангелы – люди – вещи: в ореоле стихов и друзей. М.: Мосты культуры; Гешарим, 2016. С. 515–583. Усов Д. С. «Мы сведены почти на нет...» / Под ред. Т. Нешумовой. М.: Эллис Лак, 2011. Т. 1: Стихи. Переводы. Статьи. 672 с.; Т. 2: Письма. 768 с. Шеневьер Ж. Современная французская музыка / Пер. Соколовой // Западные сборники: Литература-искусство. [М.:] Новая Москва, 1923. Выпуск первый. С. 252–264. Шервинский С., Наровчатов С., Калашникова Е. Слово прощания // Литературная Россия. 1969. No 2 (314), 10 янв. С. 24. Языков Д. Д. Материалы для «Обзора жизни и сочинений русских писателей и писательниц». Вып. 15: Русские писатели и писательницы, умершие в 1895 году // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII– XX вв. М.: Студия ТРИТЭ, 2001. [Т. 11]. С. 569–596. Chennevière G. Le Rôle social delà musique // Mercure de France. 1920. No 539. T. CXLIV. 1 décembre. P. 289–307. Du Bois C., Demetracopoulou D. Wintu Myths // University of California Publications in American Archaeology and Ethnology. 1930–1931. Vol. 28. P. 279–403. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |