Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Ее жизнь их глазами. Размышления по поводу книги А. Коревановой «Моя жизнь» (1936), возникшие под влиянием переработанного издания «Ее жизнь» (2020) Авторы: Н. В. Веселкова В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Статья представляет собой опыт рефлексивного прочтения автобиографической книги уральской «работницы-крестьянки» Агриппины Коревановой «Моя жизнь», выпущенной в 1936 г. московским издательством «История заводов», с использованием методики анализа нарратива посредством четырех чтений, последовательно фокусирующих внимание на сюжете и реакции читателя, Я рассказчика и голосах Других, на культурных контекстах и социальных структурах. В качестве контекста привлекаются отклики в прессе, переписка Коревановой с издателями и другие архивные материалы. Особое место в этом большом гипертексте занимает переработанное в рамках учебного студенческого проекта Уральского федерального университета произведение, вышедшее в 2020 г. под названием «Ее жизнь». В нем ставка сделана на актуальности травмоговорения и сугубо личной истории Агриппины, что дает основу для полемического обсуждения. Особенностью повествования, которая в свое время «не поддалась» таким маститым редакторам, как А. Тихонов и М. Горький и которую пытаются устранить современные издатели, является недостаток связности, системности изложения. По мнению автора статьи, эта характерная некогерентность высвечивает заложенное в конструкции текста стремление совместить страдательную роль героини с ее неиссякающей активностью. Главной и наиболее интересной темой представляется писательство и, шире, владение словом. Кореванова изо всех сил стремилась в мир словесности и именно на этом по- прище наиболее драматична отверженность ее автогероини и ее собственная: тут и безответные обращения за помощью в «писании» (сохранившиеся в ее архивном фонде), и сложные отношения с местным писательским сообществом, и, наконец, многократные редактуры и сокращения, преследующие произведение и в наши дни. Ключевые слова: А. Кореванова, «История фабрик и заводов», (авто)биография, (не)когерентность, человеческий документ, травма Список использованной литературы: Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. 2000. No 45. С. 22–87. Бурдье П. Биографическая иллюзия // Интер: Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2002. No 1. С. 75–81. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт // Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. М.: Новое литературное обозрение, 1994. С. 12–98. Мещеркина Е. Ю. Как стать баронессой. Биография номера // Интер: Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2002а. No 1. С. 87–94. Мещеркина Е. Ю. К вопросу об иллюзиях // Интер: Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2002б. No 1. С. 75–81. Мирошниченко М. И. Женщины Урала в культуротворческом процессе в 1920-х – середине 1930-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2008. No 1 (1). C. 40–45. Писатели Урала: Биобиблиогр. справ. / Сост. А. С. Ладейщиков. Свердловск: ОГИЗ, 1949. 100 с. Подлубнова Ю. Характер автобиографизма в литературе Урала 1930-х гг. (случай А. Коревановой) // ŽMOGUS KALBOS ERDVĖJE. 2013. Nr. 7. Mokslinių straipsnių rinkinys. С. 772–779. Подлубнова Ю. Триумфы травмы: о травмоговорении в современной литературе // Артикуляция: Лит.-худож. журн. 2019. No 6. URL: http://articulation project.net/2781 (дата обращения 29.01.2021). Подлубнова Ю. Агриппина Кореванова: из пролетарок в писательницы? // Ее жизнь: по мотивам романа А. Г. Коревановой «Моя жизнь» / Сост. К. С. Баранова и др.; под ред. О. В. Климовой; илл. Д. Хрещевой (Шадр) и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 9–15. Рождественская Е. Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью // Социология: 4М. 2010а. No 30. С. 5–26. Рождественская Е. Биографическая работа по возвращению смысла: истории жизни остарбайтеров // У пошуках власного голосу: Усна історія, як теорія, метод та джерело: Зб. наук. ст. / За ред. Г. Грінченко, Н. Ханенко-Фріезен. Харків, 2010б. С. 25–38. Рыбников Н. А. Автобиографии рабочих и их изучение. Материалы к истории автобиографии как психологического документа. М.; Л.: Госиздат, 1930. 96 с. Рыкунина Ю. Писатели из народа: (авто)биографические тексты и контексты // AutobiografiЯ. 2014. No 3. С. 15–29. Трубина Е. Рассказанное Я: отпечатки голоса. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 272 с. Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века / Пер. с англ. Л. Ю. Пантиной. М.: Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»: РОССПЭН, 2011. 373 с. Яковлева Н. «Человеческий документ»: история одного понятия. Helsinki: Helsinki University Print, 2012. Korevanova A. “My Life.” In: In the Shadow of Revolution: Life Stories of Russian Women from 1917 to the Second World War, edited by Fitzpatrick Sheila and Slezkine Yuri. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000. P. 169–206. Fitzpatrick Sh. Tear off the masks! Identity and imposture in twentieth-century Russia. Princeton: Princeton University Press, 2005, XII-332 p. Doucet A., Mauthner N. S. What can be known and how? Narrated subjects and the Listening Guide // Qualitative Research. 2008. Vol. 8, no. 3. P. 405–407.Halfin I. From Darkness to Light. Class, Consciousness and Salvation in Revolutionary Russia. Pittsburgh: Pittsburgh University Press, 2000. 474 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |