Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «Авторские силы учеников»: М. Горький и начинающие писатели поселка Норское (Ярославская область)

Авторы: Елена Викторовна Кудрина

В рубрике Горьковские сюжеты

Выпуск 2, 2023Страницы 5-16
УДК: 82.091DOI: 10.25205/2713-3133-2023-2-5-16

Аннотация:

В Архиве А. М. Горького ИМЛИ РАН хранятся многочисленные письма корреспондентов писателя, которые делились с ним своими впечатлениями от прочитанного, просили помощи в литературных начинаниях, спрашивали совета, отправляли на отзыв свои сочинения. Среди корреспонденции М. Горького – письмо от члена редколлегии школьного литературного журнала при Красноперевальской фабрично-заводской школе-семилетке (поселок Норское, Ярославская область), учителя и краеведа Сергея Петровича Сурьянинова. К письму Сурьянинов приложил два продолжения повести Горького «Мать» – «Павел после царского суда» – работы учеников 7 класса Владимира Тихомирова и Михаила Верейкина. Два сочинения интересны прежде всего осмыслением учениками прочитанного, желанием узнать больше об изученном произведении, стремлением изменить судьбу героев. Несовершенные в художественном отношении тексты – продолжения оригинального произведения – демонстрируют проработку учащимися сюжета повести. Юные авторы заимствуют образы героев и элементы первоначального текста; значимые для сюжетостроения события разворачиваются в рамках заданного хронотопа, но ученики продлевают временную нить и тем самым ослабляют глубинные межтекстовые связи с оригиналом. Творческие работы – примеры активизации детского литературного движения в 1930-е гг., пробуждения писательских талантов у активных читателей, а также образцы «текстов-продолжений» как разновидности вторичного текста. В статье также анализируется работа методиста М. А. Рыбниковой, занимавшейся в 1920–1930-е гг. развитием словесного творчества детей, ее деятельность шла в русле горьковской стратегии воспитания писательских кадров. В научный оборот впервые вводятся отклики юных читателей на произведение Горького «Мать». Критические и эмоциональные отзывы, одинаково важные для всех участников литературного процесса, позволяли автору получить реакцию на произведение и почувствовать свою востребованность, читателю помогали оценить прочитанное и установить обратную связь, а в целом формировали читательскую аудиторию. В статье приводятся письмо С. П. Сурьянинова и сочинения В. Тихомирова и М. Верейкина как иллюстрации методической и художественной работы литературного кружка.

Ключевые слова: Горький, С. П. Сурьянинов, В. Тихомиров, Норское, М. А. Рыбникова, «Мать», текст-продолжение, литературное движение, переписка

Список использованной литературы:

Белый А., Горький М., Замятин Е. и др. Как мы пишем. Л.: Изд-во писателей, 1930. 215 с.

Горький М. Статьи о литературе и литературной технике / Ред. и примеч. И. А. Груздева. Л.; М.: ГИХЛ, 1931. 112 с.

Горький М. О литературе: Статьи 1928–33 гг. / Ред. текста И. А. Груздева. М.: Сов. лит., 1934. 297 с.

Добренко Е. А. Формовка советского читателя: Соц. и эстет. предпосылки рецепции совет. лит. СПб.: Академический проект, 1997. 320 с.

Кубиков И. Н. Комментарий к роману М. Горького «Мать». М.: Мир, 1932. 68 с.

Невский В. Из записной книжки библиотечного инструктора. VII. Борьба с детским чтением // Красный библиотекарь. 1924. № 12. С. 21–23.

Плотникова А. Г. М. Горький и кинематограф. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 336 с.

Примочкина Н. Н. Поэтика эксперимента: творчество М. Горького начала 1920-х гг.: Монография. М.: Директ-Медиа, 2022. 320 с.

Русинова Н. А. Край доблести, талантов и легенд. Норская земля и её люди: историко-краеведческое издание. Ярославль: Факел, 2021. 399 с.

Рыбникова М. А. От маленького писателя – к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81–89.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН