Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «Сентиментальные сюжеты» в женских травелогах первой половины XIX века

Авторы: Наталья Владимировна Константинова

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2025Страницы 5-18
УДК: 821.161.1DOI: 821.161.1

Аннотация:

На материале разных форм женского травелога – путевого дневника, писем и путевых очерков – исследуется процесс беллетризации документального материала, выявляется специфика организации повествовательной структуры, описания способов выражения авторской индивидуальности путешественницы с помощью изучения вариантов авторской модификации «сентиментальных сюжетов». Объектом исследования становятся наиболее показательные и малоизученные тексты женских документальных травелогов первой половины XIX в. – «Дневник Екатерины Свербеевой за 1833 год», анонимный травелог «Отрывки из писем одной дамы, о Ревеле», опубликованный в двух номерах журнала «Сын Отечества» за 1828 г., и «Очерки Южной Франции и Ниццы. Из дорожных записок 1840 и 1842 годов» М. Жуковой. В результате анализа текстов путешественниц делаются выводы о том, что «сентиментальные сюжеты» в женских травелогах первой половины XIX в. выполняют различные функции. С одной стороны, беллетризация, а именно ориентация на «сентиментальный канон» травелога, позволяет путешественнице сосредоточиться на описании «жизни души», на самопрезентации, соотнести свое состояние, впечатление с шаблонным восприятием мира «чувствительной героиней» сентиментальных историй. В качестве доминантного образа выделяется всегда девушка / женщина с трагической судьбой (как вариант сюжетной ситуации «соблазненная и покинутая»), которая вызывает сочувствие, позволяет оценить положение женщин в обществе, порассуждать о «женском вопросе», философски оценить женскую судьбу в целом. С другой стороны, различные модификации «сентиментальных сюжетов» как устойчивого компонента «сентиментального канона» травелога отражают специфику авторской установки в повествовательной структуре текста путешественницы. В более ранних текстах чаще встречаются попытки провести аналогию с собственной судьбой, увидеть себя героиней сентиментального сюжета или описать свою жизнь по традиционной «чувствительной схеме». В период 1840–1850-х гг. травелог демонстрирует иронию и самоиронию путешественницы, желание намеренно дистанцироваться от шаблона, оценить свою индивидуальность, понять несостоятельность канона в новой парадигме восприятия действительности.

Ключевые слова: сентиментальный сюжет, женский травелог, беллетризация, путевой дневник, авторская установка, литературный канон

Список использованной литературы:

Белецкий А. Тургенев и русские писательницы 30–60-х гг. // Творческий путь Тургенева. Пг.: Сеятель, 1923. С. 141.

Воробьева С. Н. Литературная деятельность М. С. Жуковой: проблематика и поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2006. 20 с.

Вьолле К., Гречаная Е. П. Дневник в России в конце XVIII – первой половине XIX в. как автобиографическая практика // Автобиографическая практика в России и во Франции: Сб. ст. / Под ред. К. Вьолле и Е. Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 57–111.

Гречаная Е. П. Путевой дневник как форма самосознания // Романтизм: вечное странствие. М.: Наука, 2005. С. 307–321.

Медведева Т. В. «Депеизация» по-русски: путешествия по Европе в мемуарном наследии Д. Н. Свербеева (1799–1874) // Русский травелог XVIII–XX веков: Коллективная монография / Под ред. Т. И. Печерской. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 28–47. Михайлова Е. Н. Женское литературное творчество в России XIX века // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 126–127.

Пензина О. В. Женская проза второй половины XIX века: гендерный аспект авторства: Дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 177 с.

Попова М. Ю. Феномен женской прозы в русской литературе 1840–1860-х годов: проблемы изучения // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: Сб. ст. молодых ученых. Екатеринбург, 2020. Вып. 3. С. 26–30.

Проценко Е. Г. Литература «путешествий» в России в 1840–1850-е годы: Дис. ... канд. филол. наук. Л., 1984. 220 с.

Русская литература XIX века в гендерном измерении: опыт коллективного исследования. Тверь: Лилия Принт, 2004. 161 с.

Савкина И. Л. Провинциалки русской литературы (женская проза 30–40-х годов XIX века). Wilhelmshorst: Verlag F. K. Gopfert, 1998. 223 с.

Савкина И. Л. Разговоры с зеркалом и зазеркальем. Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. М.: НЛО, 2007. 416 с.

Calabrese R. “We geme möchte ich einen neuen Ausdruck dazu erschaffen”: Tagebuchliteratur von Frauen // Deutsche Literatur von Frauen, zweiter Band 19. und 20. Jahrhundert / Hrsg. von Gisela Brinker-Gabler. München: Verlag С. H. Beck, 1988. S. 13.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН